75 лет назад... В этот день, в 1942 году, состоялось знаменитое исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича в осаждённом Ленинграде. 9 августа 1942 г. - поистине святая дата для каждого ленинградца. В этот день в блокадном Ленинграде впервые прозвучала 7-я симфония Д.Д. Шостаковича «Ленинградская ». Нам, выросшим в мирное время, наверное, трудно до конца понять, ЧТО означало это событие для наших бабушек и дедов в те далекие годы. Для них, измученных войной и переживших самую страшную блокадную зиму, 7-я « Ленинградская симфония » Шостаковича явилась своеобразным лучом надежды, символом веры в нашу скорую победу. И не просто веры, а уверенности! Первые три части симфонии Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал в блокадном Ленинграде еще в сентябре 1941г. Создавались они в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте,где в то время жил композитор.Причем писалась она буквально урывками , т.к. Шостакович, как любой ленинградец того времени, принимал активное участие в обороне города-дежурил на крышах, тушил зажигательные бомбы, рыл противотанковые рвы.Но тем не менее к концу сентября три части симфонии были закончены. А финал дописывался уже в эвакуации в Куйбышеве с декабря 1941 по февраль 1942г.,где и состоялась премьера. И вот в мае 1942г. партитура 7-й симфонии была доставлена военным самолетом в осажденный Ленинград. Почему была намечена дата 9 августа? Потому что год назад, 9 августа 1941 г. немцы обещали взять Ленинград , и уже были отпечатаны пригласительные билеты на торжественный ужин в ресторане «Астория». Исполнять симфонию должен был Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга. Карл Ильич Элиасберг Это единственный симфонический коллектив, остававшийся в осажденном городе,…только вот после первой страшнейшей блокадной зимы в оркестре осталось всего лишь 15 музыкантов, да и те были сильно ослаблены и буквально с трудом передвигали ноги.Получив партитуру, Элиасберг воскликнул:«Нужно 80 человек! А у нас всего 15!». Был объявлен призыв всех имеющихся в городе музыкантов. Откликнулось еще 13 человек. Причем все были просто дистрофиками, перед репетициями их пришлось положить в больницу, подкормить. Ведь симфония длилась 80 минут, а ослабевшие музыканты выдерживали в таком темпе всего лишь 15! Стали призывать музыкантов с фронта на время концерта. Сам Карл Элиасберг, шатающийся от слабости, ходил по госпиталям в поисках скрипачей, ударников ,духовиков. Ударника Жаудата Айдарова ,например, он нашел (!) в мертвецкой, случайно заметив, что пальцы Жаудата вдруг шевельнулись. Начались репетиции 7-й " Ленинградской симфонии " Шостаковича. Генеральная репетиция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Очереди за билетами в филармонию были больше,чем за хлебом. И вот наступило 9 августа. В Большом зале филармонии зажгли все люстры! Естественно, сам зал был переполнен- жители блокадного города, бойцы ПВО, пехотинцы, матросы.У всех великое желание послушать симфонию, которую они так ждали! Выходит оркестр и дирижер Карл Элиасберг, худой, бледный, но как всегда подтянутый, во фраке, последнюю картофелину он пожертвовал, чтобы накрахмалить воротничок.Музыканты тоже в черных строгих костюмах, но не все! Некоторые в военных гимнастерках, потому что прибыли прямо с фронта.Начинается действо! Симфония транслирутся по городу из всех репродукторов!Тысячи и тысячи ленинградцев слушают ее. Исполнение 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942г. Ни одно вражеское орудие не потревожило город за все 80 минут исполнения симфонии.Артиллеристы, защищавшие Ленинград, получили приказ любыми путями подавлять огонь врага, чтобы ничто не могло помешать слушать музыку. Присутствовавший на концерте командующий Ленинградским фронтом Л.А.Говоров по окончании симфонии подошел к Элиасбергу и сказал, лукаво улыбнувшись: «Арлиллеристов тоже можно считать участниками концерта?» 9 августа 1942г. Исполнение 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Трансляцию из филармонии слушали также и осаждавшие город немцы.Они буквально обезумели от бессилия. Ведь они-то считали наш город уже мертвым… Гораздо позже, после войны двое туристов из ГДР,которые в 1942-м были молодыми гитлеровскими солдатами ,осаждавшими Ленинград, разыскали Элиасберга и признались в разговоре, что именно 9 августа 1942 г. они поняли, что проиграют войну. Была война, и голод, и блокада, Но в этот день в неистовой тиши Играл оркестр под небом Ленинграда, Все звуки остальные заглушив. Визжали трубы, бешенно вздымаясь, Метался барабанной дроби град. Звучала «Ленинградская… седьмая», И ей внимал великий Ленинград! Альты и скрипки яростно пищали, Настойчиво солировал кларнет, И вражеские пушки замолчали, Буквально обезумев в тишине. Оттуда…,из блокадного кольца.., Торжественная музыка звучала. Она была поистине началом, Она была началом их конца! И ,как подбитый зверь, почуял враг Тогда, в прохладный августовский вечер, Что не сломить великий Ленинград, Что город жив! И жить он будет вечно! А в зале, позабыв про смерть и страх, Сидели наши бабушки и деды, И в их войной измученных глазах Светилась вера в скорую победу! Для них, познавших смерчь блокадных дней, Она была дороже всех сокровищ – Симфония, что выковал в огне Под бомбами великий Шостакович. * * * Бесшумным ветром пронеслись года… И мы - их дети, правнуки и внуки- Встаем, едва заслышав эти звуки, И замираем.., как они тогда. И словно память тех блокадных дней Мы свято чтим сокровище сокровищ- Симфонию, что выковал в огне Наш легендарный Дмитрий Шостакович . * * * В теченье концерта дневного, В звучанье Чайковского вдруг Ворвался из мира иного Какой-то непрошенный звук. То подняли голос сирены, И следом за ними, в упор, С воздушной донесся арены Зениток отчетливый хор... По правым и левым пролетам Спустились мы в первый этаж, Мы слушали тон самолетов, Мы знали его: это наш. Могучие летные звенья... Мелодия их все быстрей, Мы жадно ловили вступленье Зенитных, морских батарей. Басовым гудением полон Был весь небосвод над Невой. И вдруг — серебристое соло: Пропели фанфары отбой. И поднялись снова тогда мы И снова увидели свет, И снова из «Пиковой дамы» Любимый раздался дуэт, Созданье родного поэта, Сумевшее музыкой стать... И только подумать, что это Хотели фашисты отнять! Так нет же! Далек или близок, Он грянет, громовый раскат, Чтоб русскую девушку Лизу Спасти от фашистских солдат. Советские танки и пушки — Грядущей победы залог, Чтоб жили Чайковский и Пушкин. И Глинка, и Гоголь, и Блок. Того, чтоб созвездие башен Кремлевских — поверх облаков — Сияло над родиной нашей, Как солнце, во веки веков. Ленинград ___Октябрь 1941 г. * * * А за мною, тайной сверкая И назвавши себя «Седьмая», На неслыханный мчалась пир, Притворившись нотной тетрадкой, Знаменитая ленинградка Возвращалась в родной эфир. ____Анна Ахматова * * * Девятое августа сорок второго, Площадь Искусств, филармонии зал. Люди города, фронта симфонии строгой Сердцем слушают звуки, прикрыв глаза. Показалось на миг им безоблачным небо. Вдруг — в симфонию звуки грозы ворвались, И сразу лица — полные гнева, И пальцы до боли в кресла впились. И в зале колонны, как жерла пушек, Нацелились в чёрную глубину, Симфонию мужества город слушал, Забыв о войне и вспомнив войну… И не знали они, что, когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась, Над городом фронтом, как гром, величаво Другая симфония раздалась. Симфония наших гвардейских пушек, Чтоб враг по городу бить не стал, Чтоб город Седьмую симфонию слушал; И в зале шквал, и по фронту шквал. А когда разошлись по квартирам люди, Полны высоких и гордых чувств, Бойцы опустили стволы орудий, Защитив от обстрела площадь Искусств. артиллерист 42 армии, Николай Савков (09.08.1942) С особым нетерпением «свою» Седьмую симфонию ждали в блокадном Ленинграде. Еще в августе 1941 года, 21 числа, когда было опубликовано воззвание Ленинградского горкома ВКП(б), Горсовета и Военного Совета Ленинградского фронта «Враг у ворот», Шостакович выступил по городскому радио: «Час назад я закончил вторую часть своего нового симфонического произведения, - говорил он. - Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую часть, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией…»… Через несколько дней в городе появились афиши, расклеенные рядом с воззванием «Враг у ворот». Они извещали, что 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии состоится премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Играет Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. Дирижирует К. И. Элиасберг. Иногда прямо тут же, под афишей, стоял легкий столик, на котором лежали пачки с отпечатанной в типографии программой концерта. За ним сидела тепло одетая бледная женщина – видно все еще не могла отогреться после суровой зимы. Около нее останавливались люди, и она протягивала им программу концерта, отпечатанную очень просто, ненарядно, одной толь­ко черной краской. На первой страничке ее - эпиграф: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному горо­ду - Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостако­вич». Пониже крупно: «СЕДЬМАЯ СИМФОНИЯ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА». А в самом низу мелко: «Ленинград, 1942». Эта программа служила входным билетом на первое исполнение в Ленинграде Седьмой симфонии 9 августа 1942 года. Билеты расходились очень быстро - все, кто мог ходить, стремились попасть на этот необычный концерт. Карл Ильич Элиасберг взмахнул своей дирижерской палочкой. Позже он вспоминал: «Не мне судить об успехе того памятного концерта. Скажу только, что с таким воодуше­влением мы не играли еще никогда. И в этом нет ни­чего удивительного: величественная тема Родины, на ко­торую находит зловещая тень нашествия, патетический реквием в честь павших героев — все это было близко, дорого каждому оркестранту, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался ап­лодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-ли­бо бушевавших на планете, уже позади, что силы разу­ма, добра и человечности победили». А солдат Николай Савков, исполнитель другой — «огненной симфонии», после ее окончания вдруг напи­шет стихи: …И когда в знак начала Дирижерская палочка поднялась, Над краем передним, как гром, величаво Другая симфония началась — Симфония наших гвардейских пушек, Чтоб враг по городу бить не стал, Чтоб город Седьмую симфонию слушал. … И в зале — шквал, И по фронту — шквал. … А когда разошлись по квартирам люди, Полны высоких и гордых чувств, Бойцы опустили стволы орудий, Защитив от обстрела площадь Искусств. (дополнительно выше) Эта операция так и называлась «Шквал». Ни один снаряд не упал на улицы города, ни один самолет не сумел подняться в воздух с вражеских аэродромов в то время, когда зрители шли на концерт в Большой зал филармонии, пока шел концерт, и когда зрители после завершения концерта возвращались домой или в свои воинские части. Транспорт не ходил, и люди шли к филармонии пешком. Женщины - в нарядных платьях. На исхудавших ленинградках они висели, как на вешалке. Мужчины - в костюмах, тоже будто с чужого плеча… К зданию филармонии прямо с передовой подъезжали военные машины. Солдаты, офицеры… Концерт начался! И под гул канонады – Она, как обычно, гремела окрест – Невидимый диктор сказал Ленинграду: "Внимание! Играет блокадный оркестр!.. " . Те, кто не смог попасть в филармонию, слушали концерт на улице у репродукторов, в квартирах, в землянках и блин­дажах фронтовой полосы. Когда смолкли последние звуки, разразилась овация. Зрители аплодировали оркестру стоя. И вдруг из партера поднялась девочка, подошла к дирижеру и протянула ему огромный букет из георгинов, астр, гладиолусов. Для многих это было каким-то чудом, и они смотрели на девочку с каким-то радо­стным изумлением – цветы в умирающем от голода городе… Поэт Николай Тихонов, вернувшись с концерта, за­писал в своем дневнике: «Симфонию Шостаковича... иг­рали не так, может быть, грандиозно, как в Москве или Нью-Йорке, но в ленинградском исполнении было свое — ленинградское, то, что сливало музыкальную бу­рю с боевой бурей, носящейся над городом. Она роди­лась в этом городе, и, может быть, только в нем она и могла родиться. В этом ее особая сила». Симфонию, которая транслировалась по радио и громкоговорителям городской сети, слушали не только жители Ленинграда, но и осаждавшие город немецкие войска. Как потом говорили, немцы просто обезумели, когда услышали эту музыку. Они-то считали, что город почти умер. Ведь еще год назад Гитлер обещал, что 9 августа немецкие войска пройдут парадным маршем по Дворцовой площади, а в гостинице «Астория» состоится торжественный банкет!!! Через несколько лет после войны двое туристов из ГДР, разыскавшие Карла Элиасберга, признавались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть...» Работу дирижера приравняли к подвигу, наградив орденом Красной Звезды «за борьбу с немецко-фашистскими захватчиками» и присвоив звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». А для ленинградцев 9 августа 1942 года стало, по выражению Ольги Берггольц, «Днем Победы cреди войны». И символом этой Победы, символом торжества Человека над мракобесием стала Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Пройдут годы, и поэт Юрий Воронов, мальчиком переживший блокаду, напишет об этом в своих стихах: «…И музыка встала над мраком развалин, Крушила безмолвие темных квартир. И слушал ее ошарашенный мир… Вы так бы смогли, если б вы умирали?..». Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии. Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» Галина Лелюхина, флейтистка: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый». использовалась статьи: http://murtas70.ru/leningradskaya-simfoniya http://www.liveinternet.ru/users/2496320/post209581962/ большое спасибо их авторам.

Теги других блогов: история музыка блокада